Бюджет с большой дороги

12.11.2015 06:20 1240 0
Бюджет с большой дороги
Непросчитанное решение о сборе с грузовиков привело к протестам дальнобойщиков
[обновлено]

Предупредительная акция водителей-дальнобойщиков на основных магистралях России не привела к серьёзным перебоям в движении. Тысячи фур стояли на обочине, не мешая проезду другого транспорта. Тем не менее, протест против введения сбора с большегрузных автомобилей показал, насколько серьёзными могут быть последствия недостаточно просчитанных решений, принятых для пополнения бюджета и внебюджетных фондов, пишет газета «Ведомости».

По официальной версии Минтранса и Росавтодора, сбор за пробег автомобиля с максимальным весом более 12 т должен был компенсировать государству ущерб, наносимый федеральным трассам. Вводить плату за проезд решено было в кризис; президент отложил этот проект в конце 2012 г., когда экономическая ситуация была значительно более благополучной. То, что правительство быстро согласилось снизить плату за проезд с первоначальных 3,73 руб. за километр до 1,53 руб. до марта 2016 г. (затем - 3,06 руб. до конца 2018 г.), вызывает сомнения в экономической обоснованности тарифа, считают юристы.

Авторы идеи опирались на опыт европейских стран, где аналогичный сбор при проезде по магистралям и части дорог общеевропейской сети действует с начала 2000-х гг. Минтранс и Росавтодор планировали получить в 2015 г. за счёт сбора около 50 млрд. руб., 10,6 млрд. из них получит компания-оператор «РТ-инвест транспортные системы», которой поровну владеют бизнесмен Игорь Ротенберг и фонд «РТ-инвест». 39 млрд. руб. вряд ли решат проблемы отечественных дорог: бюджет Федерального дорожного фонда, складывающийся из акцизов на топливо, составил 578 млрд. руб. в 2014 г. и 622,5 млрд. руб. в 2015 г.

С учётом региональных фондов, которые финансируются также за счёт транспортного налога, общий дорожный бюджет составил 1,4 трлн. руб. в 2014 г. Плата за проезд добавит к нему менее 3%. Зато это может вызвать существенный рост нагрузки на бизнес перевозчиков, повысить затраты ритейлеров и цены для потребителей. Себестоимость километра пробега сейчас составляет, по разным оценкам, от 27 до 30 руб., введение платы за проезд в 3,06 руб. повысит её на 10-12%. По расчётам аналитиков, затраты ритейлеров могут вырасти на 15%, что неизбежно скажется на ценах для потребителей.

Установка передающих устройств и их настройка обойдётся перевозчикам также в значительную сумму (около 14 млрд руб.), примерно треть машин, особенно средних и мелких фирм, могут уйти с рынка или начать работать в серой зоне, что снизит поступления транспортного налога и вызовет рост безработицы.

Государство не приняло альтернативные варианты пополнения бюджета. В частности, по мнению вице-президента Российского автотранспортного союза Валерия Алексеева, те же средства можно получить за счёт повышения акцизов на топливо, что повысило бы себестоимость километра пробега всего на 29 копеек.

«В таком сыром виде ситуация закончится массовыми протестами»

Как сообщает «ТАСС», первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков выступает за отмену платы за проезд грузовиков по федеральным трассам.

Я считаю позицию правительства и Минтранса, шаг, который сделан, неправильным. Он требует моратория, заморозки, отмены этого решения, - заявил он журналистам.

По мнению депутата, «надо найти консенсус, надо отработать всю методику, весь алгоритм получения разрешения, оплаты стоимости, логистики и так далее».

В таком сыром виде ситуация закончится просто массовыми протестными акциями, имеющими последствия для многих, - считает он.

Правительство пошло на уступки

Во вторник стало известно, что премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, смягчающее условия для перевозчиков. Согласно ему, до 29 февраля 2016 года за один километр проезда по федеральной трассе будет взиматься 1,53 рубля, а до конца 2018 года - 3,06 рубля.

Однако, по мнению председателя Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслава Трунаева, «это - не шаг навстречу».

Фактически, нам сказали: «Ребята, мы убьем вас не сегодня, мы убьем вас послезавтра».

Перевозчики не выступают за безоговорочную отмену платы за проезд по федеральным трассам. По словам Трунаева, они хотят, чтобы систему сначала протестировали хотя бы полгода в каком-нибудь регионе, снизили плату (летом федеральное Минэкономразвития подсчитало, что для формирования необходимого фонда достаточно будет собирать по 97 копеек за километр) и сумму штрафов (с 400 тыс. до 50 тыс. рублей), ввели постоплатную систему расчёта и выдали водителям аппаратуру для подсчета километража.

Штрафы будут взиматься с 1 мая

Штрафы за неуплату сборов за проезд грузовиков по федеральным трассам будут взиматься в РФ с 1 мая 2016 года. Об этом сообщила пресс-служба Минтранса РФ со ссылкой на слова первого замминистра Евгения Дитриха.

Система взимания платы полностью готова к запуску, отметили в Минтрансе.

При этом принято решение, что с момента запуска системы (15 ноября) штрафы за невнесение платы будут взиматься только на территории Московской области. На дорогах всей Российской Федерации штрафы будут взиматься только с 1 мая 2016 года, - отметил Дитрих.

Комментарии

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Напишите нам