Парикмахер уходит в тень

03.09.2015 06:05 1252 0
Парикмахер уходит в тень
В России падает спрос на бытовые услуги

Россияне стали реже ремонтировать обувь, сократили походы в химчистки и парикмахерские. Но чаще «обновляют» дорогие часы - заказывают отполировать, почистить, проверить ход. А потом продают их через Интернет или сдают в ломбард.

Этими наблюдениями за меняющимся рынком бытовых услуг с «РГ» поделились его участники. 

Химчистка с начала года снизила загрузку на 20-30 процентов, сообщил президент Ассоциации предприятий химической чистки и прачечных Леонид Берцев.

Наша услуга - первая, на которой люди экономят, когда не хватает денег, - говорит он.

Тем не менее массовых разорений в этой высококонкурентной сфере пока нет.

Я бы не сказал, что спрос на химчистку вообще обрушился. Но ведь костюм можно почистить раз в месяц, а можно - раз в год. Сегодня постоянные клиенты из-за уменьшения платежёспособности меняют и свои привычки, - говорит Берцев.

И не всегда бывают правы. Например, сократились услуги по стирке и глажке постельного белья. Экономия? Не факт. В домашних условиях те же комплекты выстирать, высушить и погладить, как подсчитали специалисты, обходится дороже. Если учесть расход электроэнергии, воды и стиральных порошков. Не говоря о 2-3 часах потраченного времени.

Некоторые услуги вообще дышат на ладан - чистка обуви, ремонт мелкой бытовой техники. Нет смысла ремонтировать электрочайники и сапоги, если можно купить новые, более дешёвые, чем ремонт. «Одноразовой» электроники, дешевой обуви и одежды в продаже всё больше.

Специалисты не исключают, что потребление людей с низкими доходами пойдет по «китайскому пути». Это когда покупают очень дешёвую, быстроизнашиваемую и плохо восстанавливаемую продукцию, которую не надо обслуживать, а можно просто выбрасывать. Мастера бытовых услуг уже фиксируют первые звоночки такой тенденции. Хотя не факт, что это всегда выгодно. Не зря же в народе говорят: мы не такие богатые, чтобы покупать дешёвые вещи.

Очень тяжело (падение выручки 20-25 процентов) приходится парикмахерским и салонам красоты. А также ателье по ремонту обуви, пошиву и ремонту одежды (15-20 процентов).

В себестоимости этих услуг импорт составляет до 30 процентов: подошвы, клеи, набойки, фурнитура, отделка, - поясняет глава региональной Ассоциации мультисервиса Алексей Самойлов. Предприятия, даже при отсутствии отечественных аналогов, вынуждены отказываться от дорогостоящих импортных материалов в пользу более дешёвых, что отталкивает клиентов.

Ремонт холодильников и телевизоров тоже встал. За «жирные» годы практически каждая семья обзавелась несколькими предметами бытовой техники. И если один телевизор сломался, есть второй.

Простаивают ландшафтные дизайнеры. Отложено до лучших времен популярное до сих пор строительство водоёмов и бассейнов на дачных участках.

С апреля этого года спрос на все виды бытовых услуг проседает, - констатирует и председатель комитета по бытовому обслуживанию «ОПОРЫ России» Дмитрий Несветов.

По прогнозам, из-за «сжатия» платёжеспособных клиентов многие предприятия уже идут на крайние меры: перепрофилирование, замораживание деятельности. Персонал частично переводится на неполный рабочий день.

А что делать? У клиентов нет денег, а цена аренды выросла в разы. «Бытовке», как и всему малому бизнесу, в начале года пересчитали ставки, исходя из кадастровой оценки.

Ещё одна тема - уход в «тень» парикмахеров, косметологов, ветеринаров, швей, принимающих теперь «на дому» по более низким ценам. Но и без гарантии качества.

Незаконное предпринимательство обострит ситуацию и с точки зрения нездоровой конкуренции, и уплаты налогов, и защиты прав потребителей, - говорит Самойлов.

По его мнению, социально значимые бытовые услуги в кризис нуждаются в протекционизме городских и муниципальных властей.

Если спрос на бытовые услуги падает, - говорит он, - это не значит, что люди перестают в них нуждаться. Необходимо, чтобы для любого малоимущего они оставались доступными по цене и по «географии».

Аналитики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования РАН выносят свой вердикт.

При отсутствии господдержки в ближайшее время инфраструктура бытовых услуг может радикально измениться. И в первую очередь пострадают низкоприбыльные, а значит, наиболее массовые и социально востребованные услуги населению, - говорится в свежем исследовании центра.

Потребление бытовых услуг упало впервые с 2009 года, фиксируют учёные.

Чтобы удержать отрасль от возможного краха в ближайшие 3-4 года, эксперты советуют сохранить льготные ставки арендной платы, ввести отраслевые понижающие коэффициенты для малых предприятий «бытовки». Тарифы на электроэнергию, воду, газ тоже нуждаются в «заморозке».

Почему так важно сохранить оставшиеся мастерские? Одна из докризисных тенденций - их переход в крупные торговые центры. Теперь, чтобы сделать ключ, поставить набойки или ушить брюки, часто надо ещё поискать умельцев, потратиться на транспорт.

Идеи о поддержке отрасли детально обсуждают в профильном комитете Торгово-промышленной палаты. Специалисты сходятся во мнении, что для нововведений нет правил, поскольку отсутствует закон «О бытовом обслуживании населения».

Тем временем оборот бытовых услуг в России в 2014 году составил 7 триллионов рублей. Терять такой рынок, согласитесь, не по-хозяйски.

Комментарии

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Напишите нам