Peers.Tv

О мурченах и орочонах

09.06.2015 09:17 1068 0
О мурченах и орочонах
Эвенки противостоят ассимиляции и размыванию культурных традиций

Один из коренных народов Бурятии – эвенки. Они населяли Забайкалье ещё до прихода монгольских племён. Культура эвенков оставила след в Бурятии через славные имена в истории, многочисленные топонимы. Но в республике мало говорится об их жизни, культуре, проблемах. Чтобы восполнить этот пробел, наш корреспондент Василий Тараруев побеседовал с председателем национально-культурной автономии эвенков Бурятии Марией Бадмаевой.

Немного истории

-Эвенки населяли Сибирь от Урала до Хабаровского края, – рассказывает Мария Бодоуловна. – Слова «эвенк» и «хамниган» - синонимы, хотя хамниганы лишь одно из эвенкийских племён. Слово «тунгус» уже не совсем корректно: русские казаки называли так все лесные племена Сибири. Сейчас в России проживает около сорока тысяч эвенков, примерно столько же в Китае. В Бурятии численность эвенков около трёх тысяч.

Эвенки относятся к малочисленным народам и подпадают под соответствующие законы об их защите. В республике они проживают в северных районах. В Баунтовском и Северобайкальском районах живут орочоны («оленные эвенки»), в Курумканском, Баргузинском и Закаменском – «мурчены» («конные эвенки»). Язык эвенков относится к тунгусо-манчжурской группе, не являясь монгольским.

Изначально эвенки жили в тайге, в холодных северных областях. Поэтому особых противоречий со монгольскими степняками не было, но конфликты всё же случались.

Традиционные эвенкийские занятия – оленеводство, охота, собирательство, ловля рыбы. Под влиянием монгольских кочевников эвенки, живущие ближе к степям, освоили скотоводство. Но исконный промысел – домашние олени.

-Олень для эвенка – это всё, – говорит председатель национально-культурной автономии. – Это мясо, это шкура на бытовые надобности и одежды, это рога на лекарства. Оленей запрягают в сани, охотники ездят на них в лес верхом. Модные унты-камусы тоже шьются из оленьих шкур. Получается безотходное производство.

Традиционным жилищем был «дю» - шалаш из бересты, коры и оленьих шкур. Позже эвенки позаимствовали у бурят деревянные юрты. Интересны и традиционные одежды эвенков «эвэды тэтэгэ», реплики которых демонстрировала Мария Бодоуловна. Они делались из кож оленя, сшивались кожаными тесёмками. Обильно украшались разноцветным бисером, чаще сочетаниями белого и чёрного цвета с сакральным значением. Например, женский головной убор «дэрбэки», или хозяйственный пояс с кошелем «каптурга». Или опушенный мехом нагрудник «хэлми».

-Узоры на нём – визитная карточка, – объясняет Мария Бадмаева. – По ним можно сказать, из какого рода эвенк, его социальный статус и даже количество оленей.

Религиозный культ эвенков – шаманизм. В отличие от бурят, эвенкийских шаманов совсем немного, и они держатся обособленно, не объединяясь в религиозные организации. Считается, что настоящих шаманов после советской власти практически не осталось. Порой по просьбам эвенков обряды проводятся бурятскими шаманами. Есть свои святые места, например, сад камней в Суве. Одно из божеств пантеона – Матушка-Зима, почитаемая наравне с бурятским Белым старцем. В шаманских мистериях её изображают в ритуальной шубе из белого меха, расшитой бисером. В планах национально-культурной эвенкийской автономии сделать так, чтобы в Этнографическом музее наряду с резиденцией Белого старца появилась и резиденция Матушки-Зимы.

Упрямые факты

Первые встречи русских с эвенками Забайкалья произошли в начала 17-го века во время экспедиций землепроходцев. Где-то они происходили мирно, где-то сопровождались вооруженными конфликтами. Тем не менее, эвенки приняли русское подданство. Были созданы эвенкийские ясачные дружины для охраны границ. А в 1761 году был сформирован Тунгусский казачий пятисотенный полк, возглавляемый эвенкийскими князьями Гантимуровыми. Позже он вошёл в Забайкальское казачье войско. А так как землепроходцы часто брали в жены эвенкийских женщин, второе поколение казаков было только наполовину эвенками. Что касается споров вокруг установки в Улан-Удэ памятника основателям Ловцову и Васильеву, то эвенки Бурятии принципиальных возражений не имеют.

-Споры вокруг этой темы выглядят смешно, – считает Бадмаева. – Это же наша история, а исторические факты, как говорится, вещь упрямая и неизменная.

В годы Отечественной войны эвенки, благодаря охотничьим навыкам, служили разведчиками и снайперами. Самый знаменитый – Семён Номоконов из читинских хамниганов. На его счету 360 немецких и 7 японских солдат.

Типичные проблемы

У эвенков Бурятии сейчас немало проблем. Первая – сохранность как этноса. Изначально немногочисленный таёжный народ стал растворяться. Многие буряты на самом деле эвенки, много эвенков с русскими фамилиями. Правда, последнее время многие люди стали искать свои эвенкийские корни, чтобы записаться в эвенки.

Другая проблема – язык, стремительно вытесняемый русским. Носителей живого языка становится всё меньше, средств на преподавание и литературу не выделяется.

-Язык преподаётся в школах в местах компактного проживания, – говорит Мария Бодолуловна – Где-то он вообще факультативен, по выбору. Но толку от такого изучения мало, если дома разговаривают на русском.

Есть проблемы и экономического характера. Распад СССР привёл к гибели эвенкийских госпромхозов, исчезла поддержка малой авиации. Из-за этого оленеводство в удалённых северных районах стало нерентабельным. Государственная поддержка слишком мала. Повредила традиционному укладу жизни и прокладка БАМа, когда многочисленные оленьи стада были истреблены браконьерствующими строителями. Эвенки стали создавать семейно-родовые общины, занятые различными промыслами. Но и тут их подстерегали неприятности. Так, два года назад прогремел скандал с общиной «Дылача», у которой отняли добычу нефрита.

-Я не хочу комментировать эту историю, – говорит Мария Бодоуловна. – Скажу только, что община занималась законной деятельностью, имела лицензию. А ещё «Дылача» платила стипендии студентам-эвенками, спонсировала наши культурные мероприятия, помогала издавать книги. Теперь этого источника у нас нет, и многие потребности остались без финансирования.

Можно видеть, что проблемы эвенков типичны для любого малого народа, слишком малочисленного, чтоб противостоять естественной ассимиляции и размыванию культурных традиций. Тем не менее, история знает примеры успешного самосохранения наций. Но главное – эвенки Бурятии борются со своими проблемами, не обвиняя в их появлении никого. Хочется надеяться, что этнокультурные традиции этого северного народа не исчезнут. И что эвенки, несмотря на малочисленность, вновь прославят своё имя в истории России.

   По материалам газеты «Улан-Удэ - город традиций»

 

Комментарии

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Напишите нам