Peers.Tv

Вас не угонят

10.04.2015 05:44 17354 0
Вас не угонят

Конституционный суд принял важное для каждого автовладельца решение. 

Он решил, что уголовная статья об угоне автомобиля не в полной мере отвечает Конституции и законодатель должен её серьезно поправить, сообщает «Российская газета».

О том, что со статьей «Угон транспортного средства» были проблемы, известно давно. Специалисты об этом говорили всегда, а простые граждане сталкивались со сложностями применения этой статьи, как только оказывались пострадавшими от угона.

«Виновником» решения Конституционного суда стал житель Астрахани Владимир Кряжев, у которого в августе 2012 года угнали автомобиль ВАЗ-21063.

Двоих молодых людей, взявших чужую машину покататься без спросу, задержали. Но обнаружить брошенный ими автомобиль не удалось. Суд признал угонщиков виновными в «завладении машины без цели хищения». Также было заведено уголовное дело о краже автомобиля в отношении неустановленного лица. Но это лицо так и не нашли, а следствие приостановили.

В результате дело об угоне перешло в гражданское судопроизводство.

Автовладелец безрезультатно пытался возместить причинённый ему имущественный и моральный вред. Но все суды пришли к выводу, что непосредственно угоном автомобиля ущерб нанесен не был. А настоящий виноватый по делу - это непойманный вор, укравший брошенную машину.

Хозяин автомобиля в итоге дошёл до Конституционного суда. В своей жалобе он указал, что существующая сегодня статья об угонах и её толкование не позволяют ему защитить свои права на возмещение ущерба, если автомобиль не найден. А главное, что по действующему закону угонщики не несут никакой имущественной ответственности за свои действия.

Конституционный суд пришёл к выводу, что гражданин, незаконно завладевший чужим автомобилем, по факту принимает на себя все риски последующей его судьбы.

Действия угонщиков выводят имущество из-под контроля законного владельца и «создают условия для похищения угнанной машины третьими лицами».

Таким образом, допускается фактическое лишение потерпевшего права на возмещение вреда, причиненного преступлением, и необоснованное освобождение преступника от имущественной ответственности.

А это уже прямое нарушение конституционных гарантий права собственности потерпевшего и его же права на судебную защиту.

Конституционный суд признал, что оспариваемые нормы в их взаимосвязи не соответствуют Конституции РФ.

Федеральному законодателю, заявил КС, надо внести изменения, направленные на совершенствование механизма возмещения вреда гражданину, потерпевшему от угона и последующего хищения автомобиля.

Ну а дело Владимира Кряжева, сказали в Конституционном суде, подлежит пересмотру.

Требование Конституционного суда внести изменения в Уголовный и Гражданский кодексы как нельзя лучше соответствует желаниям самих депутатов. Уже не менее 10 лет обсуждается тема отмены 166-й статьи УК. Однако для принятия столь важного решения не было соответствующих предпосылок. Теперь они появились в виде решения Конституционного суда.

Чем отличается угон автомобиля, от, например, снятия шубы с девушки в подъезде? Только квалификацией. А если вор шубы просто хотел погреться?

Сейчас в Госдуме лежит проект закона, который предусматривает удаление из формулировки «угон», фразы «без цели хищения».

В этом же проекте ответственность по этой статье повышается именно до уровня статьи 158 УК, предусматривающей ответственность за кражу.

По словам одного из автора проекта, первого заместителя председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслава Лысакова, уже давно никто не угоняет машины, чтобы просто покататься. Это криминальный бизнес, который приносит большой доход его участникам.

«Давайте вспомним историю, - говорит Лысаков. - В СССР был период, когда за угон была предусмотрена ответственность до 12 лет лишения свободы. Тогда количество угонов сократилось в разы. Сегодня статья 166 УК позволяет уходить от наказания тем, кто похитил имущество в виде автомобиля. За кражу кошелька, белья и мобильника грозит реальный срок. За угон машины - условный».

Лысаков также сообщил, что лучший вариант решения проблемы - полное исключение статьи 166 из Уголовного кодекса. Однако это влечёт свои сложности. Если её отменить, то она будет полностью декриминализирована. То есть те, кто по ней сидит, должны получить свободу. Те, кто был по ней осужден, должны будут освободиться от судимости. Ведь обратной силы не имеют только те законы, которые ухудшают положение граждан.

«Угон автомобиля - это преступление против собственности, поскольку законодатель вывел ст. 166 УК РФ за рамки понятия транспортных преступлений. Судебная практика иногда сталкивается с действиями лиц, которые после завладения машины и поездки на ней возвращают ее на прежнее место», - считает адвокат Юрий Гусаков.

Подобные действия расцениваются как угон транспортного средства, а факт его добровольного возвращения может быть учтён судом, как обстоятельство, смягчающее ответственность, но не исключающее ее.

На сегодняшний день статья 166 УК даёт возможность угонщикам уходить от реальной ответственности за кражу автомобиля, заявляя, что они угнали авто, не имея корыстных побуждений. А доказать корыстные побуждения очень сложно, поэтому и получают они меньшее наказание, чем заслужили.

Это проблемная статья. Нет чёткости и однозначного толкования совершаемых действий, конкретики предмета, а также момента окончания преступления ни в теории, ни на практике.

Законодательное приравнивание завладения к угону можно расценить как ограничение круга действий, которые охватывает термин «завладение» - то, которое связано с незаконным перемещением на машине.

Например, попытка уйти в надетых на себя вещах в магазине квалифицируется как покушение на хищение, а попытка уехать на автомобиле - как угон, то есть заведомо более «лёгкая» статья.

Угонщик говорит, например, что промок или замёрз и залез погреться, что у него и в мыслях не было завладеть автомобилем. И его действия подпадают под статью 166.

Если разбираться досконально, то «угон без цели хищения» полностью соответствует краже денег без цели их использования. Что-то вроде взял чужой кошелек поиграть. А в квартиру залез посмотреть, как люди живут.

В связи с этим целесообразно в перспективе исключить статью 166 УК «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения», поскольку это вполне реальная лазейка, благодаря которой «автоворы» уходят от ответственности.

Как действуют угонщики

В технологии угона воры уже выработали схему, как избежать серьёзной ответственности, пользуясь пробелами законодательства в «угонной» статье Уголовного кодекса. Чтобы не сесть надолго за кражу автомобиля, угон машины построен по схеме разорванной цепочки.

Один человек подходит к машине, вскрывает её, отключает сигнализацию, может быть, даже заводит и уходит. Второй человек садится за руль автомобиля и уезжает. Он бросает машину на обочине или в каком-нибудь посёлке. Теперь в дело вступает третий участник банды. Он садится в машину и отводит в гараж. И вот там уже с автомобилем работают другие люди - перебивают номера, разбирают на запчасти или перекрашивают и готовят липовые документы.

Что грозит участникам такой схемы, если их поймают? Если угонщика возьмут на этапе вскрытия автомобиля даже с комплектом отмычек, дополнительным иммобилайзером, устройством для прописки новых электронных ключей, а также с пневмоножницами для срезания подкапотных замков, он может отделаться лишь статьей за хулиганство. В крайнем случае, той самой 166-й статьей, то есть завладение автомобиля без цели хищения.

Что ждёт того, кто перегонял машину? Максимум та же щадящая 166-я статья. Стоит заведенная машина, до метро идти далеко, почему бы не подъехать. Что грозит другому перегонщику? То же самое.

Что делать следователям? Отслеживать всю цепочку. Но вот беда. Буквально на днях следователи при участии одного из крупнейших операторов телеметрических систем, проследили угон автомобиля. Дошли до точки, где машинам перебивают номера, дождались, когда туда соберутся все участники этого криминального бизнеса и взяли всех скопом. Однако пострадавшему от угона это счастья не принесло. Дело в том, что за это время на его машине успели перебить номера. То есть машину он получит, и даже сможет ей пользоваться, но вот продать её он не сможет никогда. Потому что автомобили с криминальными идентификационными номерами на учёт не ставят.

То есть 166-я статья предусматривает возможность скостить наказание. И поэтому её активно используют. Это одна из самых коррупционноемких статей. Можно взять угонщика на месте преступления со всеми причиндалами для угона, но попробуй докажи, что он пытался угнать машину в корыстных целях. А можно поймать на улице студента за рулем «папиной» тачки, ключи от которой он вытащил из кармана пиджака, и вменять ему кражу автомобиля.

Согласно данным статистики судебного департамента Верховного суда, только за первые 6 месяцев прошлого года было осуждено по 1 части статьи 166 УК - 4798 человек. Из них реальное лишение свободы получили 1613 человек. Условные сроки - 1994 человека. А 573 человека отделались штрафами.

Статистика для тех, кто виновен в угоне при более тяжких обстоятельствах, то есть совершил его в группе лиц, с применением насилия, в том числе опасного для жизни и здоровья, еще интереснее. По этим статьям осуждено всего 3135 человек. Из них 985 на реальные сроки. 1204 отделались условным наказанием, а 238 вовсе были назначены

Комментарии

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Напишите нам