Грязный бизнес

05.12.2014 07:45 900 1
Грязный бизнес
Мусоропереработку могут внедрить административными методами - малым городам, вероятно, придется строить мусороперерабатывающие заводы за свой счёт.

К 2025 году Россия должна полностью запретить полигоны твёрдых бытовых отходов - за исключением небольших свалок рядом с мусороперерабатывающими заводами (МПЗ) и предназначены для неперерабатываемых отходов (пищевых, медицинских, токсичных отходов и др.).

Такое предложение содержится в резолюции, принятой на слушаниях Общественной палаты от 24 октября. Эту идею поддерживают в Минприроды. При этом утилизацией мусора, согласно предложениям ОП, смогут заниматься только МПЗ. Сжигание мусора предлагается запретить, а первыми на государственный ресайклинг (переработку) в ОП предлагают перевести города с населением до 150 тыс. человек. Впрочем, сжигание мусора всецело защищают в Росприроднадзоре.

Сжигание считается переработкой

Как сказал глава комиссии по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ Общественной палаты РФ Игорь Шпектор, предложения направлены в профильные министерства - Минприроды и Минстрой, а также в Госдуму, Совет Федерации и аппараты президента и премьера страны.

«В Российской Федерации уже скопилось свыше 8 млрд куб. м бытовых и промышленных отходов. Полигоны заполнены в среднем по стране на 50-90%. Объем отходов животноводческих предприятий и птицефабрик в виде навоза, помета и сточных вод составляет около 700 млн куб. м в год, а под хранение этих отходов занято более 2 млн га земли. Достаточно сказать, что по проблеме твердых бытовых отходов (ТБО) высказывал свои опасения и президент РФ, говоря, что дальнейшее их накопление может привести к весьма серьезным последствиям, - указано в тексте резолюции. - Необходимо ввести постепенный до 2020–2025 года полный запрет на складирование ТБО на свалках и полигонах».

ОП напоминает об отложенных планах создания федерального оператора по строительству и эксплуатации инфраструктуры по обращению отходов, а также Федерального агентства по управлению отходами.

В Минприроды поддерживают ликвидацию свалок в целом, но с переходом от складирования и сжигания к полной переработке не спешат.

«Мы должны извлекать и перерабатывать из нашего мусора то, что можно, а дальше всё зависит от бизнес-модели, - отметил заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Ринат Гизатулин. - Завод по мусоросжиганию - это очень затратно и энергоёмко. При этом после переработки всё равно остается примерно 40% мусора, который приходится либо захоранивать, либо опять же сжигать».

Постепенный запрет полигонов также вписывается в концепцию Комплексной стратегии по обращению с твердыми бытовыми отходами до 2030 года (утверждена в августе 2013 года). По ней Минприроды планирует оборудовать все регионы России комплексами по работе с ТБО, на которых будет осуществляться сепарация мусора и его утилизация, перевод и создание МСЗ с выработкой тепловой и электрической энергии, а также запретить сжигание мусора, пригодного для переработки.

Заводов, осуществляющих полный цикл переработки отходов, в России пока нет, сообщил председатель центрального совета экологической политической партии «Альянс зеленых - Народная партия» Олег Митволь.

«Это дорогие предприятия, и каждый такой завод стоит до €300 млн. Таких инвесторов у нас в России пока нет», - говорит Гизатулин.

По данным Росприроднадзора, в России семь мусоросжигательных заводов, но многие называют их мусороперерабатывающими: зола и шлак прессуются и закапываются. Сжигается, по разным данным, 7-10% (4-6 млн т) от общего числа поступающих отходов (60-150 млн т в год, от 300 кг в год с россиянина). На полигонах ТБО (их более 200) просто трамбуют и закапывают, на этих легальных свалках скопилось 31 млрд т неутилизированных отходов. В Росприроднадзоре такие запасы связывают с низкой по сравнению с переработкой и сжиганием стоимостью захоронения: в крупном регионе оно стоит 0,4-1,2 тыс. рублей за 1 т (в зависимости от того, будут ли брикетировать отходы перед захоронением), сжигание - порядка 2 тыс. рублей за 1 т.

Бремя маленьких городов

Процесс перехода от сжигания к переработке может, по мнению ОП, существенно ускориться, если параллельно обязать все малые города (с населением до 150 тыс. человек) ставить и содержать мусороперерабатывающие заводы за свой счёт.

Рассчитывать на то, что небольшие населенные пункты обзаведутся заводами за вложения частных инвесторов через механизмы государственно-частного партнерства, не стоит из-за низкой рентабельности переработки, считают эксперты.

«Завод при большом городе рентабелен, он может вырабатывать энергию. Малые города производят меньше отходов, их переработка не может компенсировать затраты на завод. Поэтому они должны быть взяты на бюджет города», - отмечают в ОП.

Города с населением менее 150 тыс. человек не могут обеспечить инвесторам МПЗ маржу, в лучшем случае она будет нулевой, полагают аналитики. Но Минфин вряд ли одобрит предложение.

Требуемые предложения могут пройти лишь в случае включения административного ресурса, считает Елена Арсентьева, гендиректор группы компаний «Экотехноменеджмент».

«Предложения ОП об отказе от полигонов и мусоросжигательных заводов реальны, но по-настоящему они заработают лишь тогда, когда государство сможет предоставлять гарантии возврата средств, примет инвестпрограммы и субсидирует инвестиционную составляющую в тарифе», - отмечает эксперт.

Против предложений ОП выступают собственно мусоропереработчики. По их мнению, отказ от муниципальных полигонов приведет к резкому увеличению несанкционированных свалок. Кроме того, отказываться от свалок нельзя и потому, что даже после самой глубокой переработки остается 25–20% отходов, непригодных даже для сжигания.

Правительству скорее стоит обратить внимание на дефицит МСЗ в целом и полное отсутствие каких-либо нормативных актов, регулирующих МСЗ с выработкой электро- и теплоэнергии, подчёркивают специалисты.

Росприроднадзор предпочитает жечь

Тем временем Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) оптимальным считает именно сжигание. Согласно докладу службы, сделанному в 2012 году, сжигание выгоднее переработки из-за невозможности получения дополнительной энергии при переработке (тепла и электричества), а также низкой мотивированности населения к первичному разделению мусора.

«Полностью использовать вторсырье нельзя, лишь от 20 до 40%, - сказала начальник управления государственного экологического надзора Росприроднадзора Наталья Соколова. - Развитие мусороперерабатывающих заводов в России невозможно, пока государство не начнёт поощрять производителей вторсырья осуществлять у них госзакупки».

При этом предложения ОП об отказе от полигонов до 2025 года при принятии закона об обращении с мусором вполне реальны, считают в службе, отмечая, что небольшие полигоны при МПЗ и МСЗ всё же придется оставить.

Законопроект об отходах производства и потребления принят Госдумой в первом чтении в 2011 году; в этом месяце, как ожидается, может наконец состояться второе чтение.

по материалам газеты «Известия»

Комментарии

sanitar
Как всегда, всё через ж*пу!

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Напишите нам