Байкал-Daily: Расходы на электрички угрожают пробить брешь в бюджете Бурятии

06.03.2014 14:42 1311 0

Замкнутый круг: с каждым подорожанием проезда в электричках становится всё меньше пассажиров; снижение числа пассажиров - повод для очередного роста тарифа. Сегодня ситуацию долго обсуждали в правительстве Бурятии: возмущённо выступали и жители, лишившиеся своих электричек. 

Сегодня под руководством зампреда правительства Бурятии по развитию инфраструктуры Николая Зубарева прошли общественные слушания по пригородному пассажирскому транспорту.

Проблема электричек - одна из самых наболевших в сфере транспорта. Достаточно вспомнить 2011 год, когда «Байкальская пригородная пассажирская компания» (БППК), что занимается пригородными перевозками, угрожала полной остановкой всех электричек. Глава Бурятии позже оценил это как шантаж, с целью вынудить минтранс подписать договор на транспортное обслуживание.

Для населения остаётся крайне болезненным вопрос подорожания билетов. Пересмотра тарифа БППК добивалась весь 2013 год: республиканская служба по тарифам требования об увеличении тарифа сразу на 65% не удовлетворила, тогда БППК отправилась в Москву, в федеральную службу. Тогда тариф ещё составлял 27 рублей и был сопоставим с ценами, средними по стране. Однако ФСТ в декабре приняла решение в пользу БППК и обязала пересмотреть тариф.

Его рост был стремительным: единомоментно тариф вырос почти вдвое на 190%. Уехать, к примеру, от станции Улан-Удэ до городского же остановочного пункта Стеклозавод, теперь нужно за 82 рубля. Ещё внушительнее цены на большее расстояние: проезд до 20 километров обойдётся теперь в 100, до 30 - 144… до 170 (таково расстояние до байкальских станций) - 667 рублей. С первого октября суммы станут ещё больше.

Большая часть расходов БППК связана с пользованием железнодорожной инфраструктурой и арендой подвижного состава у ОАО «РЖД». Если бы РЖД напрямую занималась пригородными перевозками, а не переложила обязанности на свою «дочку», расходы были бы куда меньше, отметили сегодня участники слушаний.

Николай Зубарев - заместитель председателя правительства Бурятии по развитию инфраструктуры: «Предложение правильное. Если бы железная дорога напрямую, без пригородных компаний, как это было раньше, затраты были бы меньше, так как все затраты были бы в одной куче. Но случилось то, что случилось. Всё законодательно утверждено, и сегодня мы можем только найти меры по выходу из сложившейся ситуации».

Сегодняшняя ситуация такова: большая часть расходов БППК компенсируется из федерального бюджета. Поскольку деятельность компании убыточна, часть выпадающих доходов компенсируется также из республиканского бюджета. В 2013 году было выделено 5 миллионов, на последней февральской сессии Хурал одобрил выделение ещё 29 миллионов. Однако убытки БППК в прошлом году составили 60 миллионов. Для их покрытия компания и просит увеличения тарифа.

Однако в скором времени Бурятия может столкнуться с серьёзной проблемой. Правительство России намерено сокращать субсидирование пригородного железнодорожного транспорта с полным отказом к 2018 году. Это не только грозит очередным ростом тарифа, но и тем, что компенсация БППК полностью ляжет на республиканский бюджет.

Как сообщил зампредседателя комитета по экономической политике Народного Хурала Анатолий Кушнарёв, озабоченность выражает глава Бурятии.

Анатолий Кушнарёв - заместитель председателя комитета по экономической политике Народного Хурала Бурятии: «Недавно была встреча депутатов с главой и первая проблема, которую он поднял, была эта. То есть нам в бюджете надо будет предусмотреть почти миллиард. Где взять эти деньги при дефиците бюджета в 3,5 миллиарда? Через несколько лет возникнет такая проблема. При этом вагоны будут пустыми, как и сегодня и, может быть, ситуация даже обострится».

Действительно, с ростом тарифа прямо пропорционально пустеют электрички. По оценке Кушнарёва, сейчас наполняемость вагонов снизилась вдвое.

- Если тарифы повысят в мае, то люди везде перестанут ездить, поэтому вагоны будут перевозить по одному-два человека. Возить воздух, сами понимаете, тоже невыгодно, - подчеркнул депутат.

По подсчётам минтранса Бурятии, в декабре средняя наполняемость одного вагона составила 18,2 человек. В январе она упала уже до 11,4. Это означает, что в составе, в котором может ехать минимум 380 человек, находится примерно 88 пассажиров.

Сложная ситуация сложилась с электричкой «Улан-Удэ - Мысовая», число рейсов которой было сокращено ещё в 2012 году. А прошлом году электричка «Мысовая - Выдрино» была и вовсе отменена.

Это вызвало бурное возмущение у местных жителей. Сегодня жительница Танхоя, выступая в правительстве, просила о возвращении хотя бы одного рейса в неделю. По словам женщины, автобусные перевозки, которые были предложены взамен электрички, крайне неудобны для престарелых людей и школьников.

Особенно осложнилась ситуация для жителей полустанков, которым теперь нужно далеко добираться до автобусов. Как заявил глава Танхоя Сергей Гершевич, часть путей является необустроенными дорогами, проходят по тайге, а люди «вынуждены стоять в лесу по колено в снегу». Впрочем, министр транспорта Сергей Козлов категорически отверг его слова о выросшем до шести километров пути.

Ещё одна проблема - школьники с нескольких населённых пунктов, учащиеся в престижном Танхойском интернате. До него они добирались как раз таки электричками; теперь же перед ними встала угроза принудительного перевода в свои школы.

- А если я не хочу, чтобы мой ребёнок учился в этой школе, потому что там плохое образование? - задалась вопросом местная жительница.

Этот вопрос может быть решён с выделением школьных автобусов – минобраз обещал рассмотреть проблему; гарантий, впрочем, никто не даёт.

В целом же власти пресекают недовольства местных жителей. Однако в связи с растущими убытками БППК, ростом тарифов велика вероятность новых снятий электричек. Пока минтранс обещает обойтись без этого лишь там, где совсем отсутствуют дороги и невозможен проезд автобусами, вроде дорог между Северомуйском и Таксимо.

Источник - «Байкал-Daily»

Комментарии

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Напишите нам