Минобрнауки готовит коренную реформу педагогического образования в стране

13.01.2014 13:31 782 0

Ведомство опубликовало проект соответствующей концепции. Чиновники предлагают вместо «теоретических курсов» в вузе максимально нагрузить будущих учителей реальной работой в школе. При этом срок обучения для большинства из них сократится с пяти-шести до четырех лет. Сами педагоги считают, что качественного учителя можно подготовить минимум за шесть-семь лет.

Проект «Концепции поддержки развития педагогического образования» опубликован в пятницу на сайте Минобрнауки для общественного обсуждения.

- Он разрабатывался сотрудниками министерства, но мы прислушивались и к учителям, и к представителям родительской общественности,-- заверила директор департамента информационной и региональной политики Минобрнауки Анна Усачева.

В первой части документа сотрудники Минобрнауки перечисляют многочисленные проблемы российского педагогического образования: «низкий престиж профессии учителя, отсутствие карьерных перспектив и т. д.». Из-за этого у педвузов «отсутствует возможность отбора абитуриентов, мотивированных к педагогической деятельности». Туда идут учиться преимущественно троечники, которые потом будут готовить таких же школьников.

Авторы документа признают существование «двойного негативного отбора, когда в педагогические вузы поступают не самые «лучшие» (в академическом смысле) абитуриенты, а учителями становятся не самые «лучшие» выпускники.

При этом количество педагогических вузов постоянно сокращается - в 2008 году их было 70, а в 2012-м - всего 48, причем 30 из них были признаны неэффективными.

Студенты, разочаровавшись во время обучения в будущей профессии, «не трудоустраиваются ни в систему образования, ни в социальную сферу». При этом министерство сетует, что пожилые педагоги не хотят освобождать ставки молодым выпускникам: «Усилилась в последнее время задержка с уходом из школы учителей, которые фактически не соответствуют современным требованиям». 

В тексте документа не указано, как решить проблему «низкого престижа профессии». Вместо этого Минобрнауки сосредоточилось на реформе «устаревших методов и технологий» подготовки учителей.

Сейчас, по словам чиновников, студентам отводится недостаточно времени на практику и стажировку. Кроме того, «отсутствует связь между изучением учебных дисциплин и потребностями реальной школы».

Авторы концепции предлагают готовить учителей по принципам «прикладного бакалавриата» - для этого придется «заменить значительный объем теоретических курсов практической работой». Труд студентов-практикантов будет оплачиваться вузом и школой. При этом в концепции отмечается, что такой подход может привести «к излишнему ухудшению показателей эффективности» школ, то есть в результате студенты не смогут качественно подготовить учащихся.

Программа реформы рассчитана на 2014-2017 годы и пройдет в два этапа. В 2014-2015 годах пилотные проекты стартуют в 17-25 вузах — они должны будут отработать новые программы и технологии. А в 2016-2017 годах новая модель будет расширена «на всю систему подготовки педагогических кадров в РФ». К этому времени авторы документа обещают поднять проходной балл ЕГЭ в педагогических вузах. Кроме того, чиновники предлагают разработать специальные методики для студентов непедагогических вузов, которые захотят дополнительно получить профессию учителя.

- Сейчас в Минобрнауки создан специальный координационный совет по переходу на новую концепцию, - рассказала госпожа Усачева. - Туда входят три рабочие группы, каждая из которых будет обсуждать отраслевые вопросы с профессиональными экспертами.

В министерстве не смогли рассказать подробности финансирования программы. Скорее всего, средства будут получены из ФЦП «Развитие образования на 2011-2015 годы», на которую из федерального бюджета выделено 57,337 млрд. руб. (в 2014 году предполагается потратить 9,837 млрд. руб., а в 2015 году — 9,793 млрд. руб.).

- К настоящему времени от системы педагогического образования мало что осталось, было ощущение, что министерство поставило на нем крест. Радует, что это все-таки не так», - заявил сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.

В профсоюзе одобряют идею об увеличении часов, выделенных на практику в школах.

- Но реализация этой инициативы вызывает большие вопросы. За четыре года бакалавриата невозможно подготовить полноценного учителя, особенно если основную часть времени он проведет в школе, - считает господин Луховицкий.

Большинство российских педагогов учились вообще пять лет, а сейчас министерство считает, что их знания недостаточны. В профсоюзе предлагают увеличить срок подготовки учителей до шести-семи лет, причем после этого выпускник вуза должен некоторое время проработать под присмотром старших товарищей.

- Чтобы реформа удалась, нужно написать новые учебники, создать новую программу обучения. За два года это сделать невозможно, получится очередное очковтирательство,- считает господин Луховицкий.

Источник - «Новости@Mail.ru»

Комментарии

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Напишите нам