Байкал станет полигоном для новых научных открытий

09.10.2012 13:57 1547 0
Байкал станет полигоном для новых научных открытий

Фото: Тивиком

Российские астрофизики скоро получат возможность прогнозировать магнитные бури и детально изучать поведение красной звезды - Солнца. Новое оборудование уже заказано и будет введенно в эксплуатацию через два года. А сейчас ученые продолжают работать и модернизировать оборудование еще советских времен.

Совсем другой масштаб, нечего и сравнивать. Раньше, вспоминает заведующий байкальской астрофизической обсерваторией Александр Боровик, финансирование было столь мизерным, что хватало только на мелкий ремонт отдельных деталей. 2012 год для астрофизики стал переломным. Начали выделять деньги на крупные проекты - такие, как строительство нового телескопа.

Александр Боровик – заведующий Байкальской астрофизической обсерваторией: «Пока установлен купол, детали механические и оборудование находятся в работе. Он будет предназначен для наблюдения за тонкой структурой Солнца и название у него очень интересное Солсит-Солнечный синоптический телескоп».

Новый телескоп планируют достроить через 2-3 года. А пока модернизируют старый. Большой вакуумный телескоп, крупнейший на всем Евроазиатском континенте, оделся в белый керамогранит и улучшил технические характеристики.

Дмитрий Колобов – научный сотрудник лаборатории экспериментальной физики солнца и астрофизического приборостроения института солнечно-земной физики: «Он будет смотреть не только глубже, но и одновременно на нескольких уровнях атмосферы, потому что все телескопы, которые построены в предыдущем веке они ориентированы на то, чтобы наблюдать солнце в каком-то определенном промежутке длины волны света, на каком-то определенном уровне солнечной атмосферы. А новые инструменты создаются так, чтобы наблюдать одновременно как можно больше уровней солнечной атмосферы».

В 2013 году между этими двумя телескопами планируется создать локальную сеть, а данные напрямую выдавать в интернет. Таким образом на Байкале вскоре появится научный комплекс, который поможет существенно продвинуться в изучении физики солнца. Ведь многие явления, происходящие на самой близкой к нам звезде, до сих пор не изучены.

Валерий Скоморовский - заведующий лабораторией строения солнечной атмосферы института солнечно-земной физики: «Почему солнце греет вроде знаем, почему солнце имеет одиннадцатилетний цикл - так ответа нет. Почему на солнце температура внутри сотни млн. градусов, потом на поверхности порядка 6 тысяч градусов, а потом ближе к нам снова млн. градусов? Т.е. есть проблемы: каким образом эти процессы на солнце, как они взаимодействуют с магнитной сферой земли. Эти вопросы открыты».

Комплекс поможет осуществить мечту всех астрофизиков мира: научиться прогнозировать вспышки на Солнце, которые приводят к магнитным бурям на Земле.

Источник: Тивиком