В Москве отметили Сагаалган по обычаям предков

11.02.2011 15:27 1490 0
Сагаалган все еще продолжается. Бурятия живет в новогодней эйфории. Между тем, праздник «Белого месяца» широко отмечают не только в республике, но и за ее пределами. Так, например, в Москве, в столице нашей Родины, диаспора жителей Бурятии каждый год отмечают приход нового года по лунному календарю. Отмечают надо сказать с соблюдением всех канонов, культура Бурятии настолько прижилась на московской земле, что и жители столицы не прочь встречать Новый год три раза, как в Бурятии. Подробности у нашего собкора в Москве - Маргариты Чимитовой.
Сагаалган все еще продолжается. Бурятия живет в новогодней эйфории. Между тем, праздник «Белого месяца» широко отмечают не только в республике, но и за ее пределами. Так, например, в Москве, в столице нашей Родины, диаспора жителей Бурятии каждый год отмечают приход нового года по лунному календарю. Отмечают надо сказать с соблюдением всех канонов, культура Бурятии настолько прижилась на московской земле, что и жители столицы не прочь встречать Новый год три раза, как в Бурятии. Подробности у нашего собкора в Москве - Маргариты Чимитовой.

За годы проживания в Москве, Екатерина Степановна продолжает бережно сохранять традиции Белого месяца. Вдали от родины лишь не удается выполнить обязательный обряд Сагаалгана – дугжууба, потому что в Москве до сих пор нет буддийского храма. Работая массажистом, она использует традиционные методики. И, обращаясь к опыту предков, находит выход.

Екатерина Ходоева: «Суть этого массажа - он применяется особенно перед сагаалганом, как очищение негативной кармы, он как бы очищающий».

Такой массаж-очищение проводится с применением свежего топленого масла и особой муки грубого помола – цампа. По словам мастера, масло вбирает в себя накопившиеся за год негатив, а мука цампа наоборот – передает человеку впитавшую в себя энергию солнца, земли, воды и ветра. Главное, искренне в это поверить. Тогда смесь муки и масла, что останется после массажа, приобретет ритуальные свойства.

Екатерина Ходоева: «Если у нас нет возможности, тем более, в больших городах избавится от этой негативной кармы, можно сделать массаж такой и либо самим сжечь, либо самим просто выкинуть».

Ещё одну новогоднюю традицию, подношение огню, Екатерина Степановна помнит с детства. В канун праздника, перед восходом солнца, она отправляется в лес для разведения ритуального костра. За несколько лет, в Москве появились друзья-единомышленники: москвич Кирилл, увлекающийся бурятской культурой, и тувинец Белег, которому подобный обряд знаком не понаслышке.

Белег Монгуш: «У нас тоже все собираются, утром выходят на улицу, разжигают костер и делают подношение местным духам огня – огненный буджа».

Как точно у бурят назывался обряд подношения огню, и какие тонкости он в себе заключал, - Екатерина Степановна не помнит. Но это не так важно, считает она, – главное все делать от души. Во время обряда нужно просить здоровья, благополучия для всех живых существ и благодарить местных духов. Подношения огню делаются традиционной для сагаалгана белой пищей. Это молоко, сметана и масло, хлеб, и, конечно же, белые сладости.

Когда обряд закончен, нужно выпить чай с молоком и отведать праздничное угощение. И в завершении, старший из мужчин обязательно должен произнести благопожелание - юроол.

Комментарии

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Напишите нам