Peers.Tv

Исследование: директора школ считают себя менеджерами, а не педагогами

16.08.2016 09:52 893 0
Исследование: директора школ считают себя менеджерами, а не педагогами

Фото: mcko.ru

В России составили статистический портрет современного директора школы. Институт образования НИУ ВШЭ провёл всероссийское исследование и выяснил любопытные детали в работе руководителей образовательных учреждений

Так, например, выяснилось, что большинство современных директоров школ считают себя прежде всего хозяйственниками, а не педагогами. Они почти не управляют качеством образования, редко посещают уроки и всё меньше преподают. 60% директоров считают своей основной задачей создание достойных условий для существования школы. При этом только для 12% респондентов на первом месте - интересы учеников и родителей. И лишь 0,3% из опрошенных придают значение удовлетворенности коллектива школы работой.

Директор Центра развития лидерства в образовании Института образования ВШЭ, академический руководитель магистерской программы «Управление образованием» Анатолий Каспржак рассказал «Известиям», что исследование проводилось во всех регионах России с 2013 по 2016 год. Согласно полученным данным, 60% современных директоров школ гораздо больше внимания уделяют хозяйственным вопросам, чем управлению образовательным процессом. И втрое меньше опрошенных - лишь 18,8% - считают, что руководитель образовательного учреждения должен сосредоточиться на академических результатах учеников.

Современные директора чаще всего называют себя хозяйственниками. Это очень обидно. Помните фразу Виктора Астафьева: «Русский крестьянин из деревни уже вышел, а в город ещё не пришёл». Так вот директор российской школы из педагогики уже вышел, а в менеджерство и управление ещё не пришел. И я не уверен, что нужно, чтобы он туда приходил, - говорит Анатолий Каспржак.

Он отмечает, что программы подготовки директоров в основном посвящены правовым и финансовым вопросам, а педагогическим проблемам в них уделяется немного внимания. В итоге модели управления школами обезличены, они чаще всего не учитывают актуальных запросов учеников и педагогов.

По словам эксперта, 54% руководителей школ посещают уроки только с целью планового контроля. Решению проблем в классе и организации образовательного процесса уделяется намного меньше внимания. Например, с руководителями школьных методических объединений, ответственных за качество преподавания, большинство директоров встречаются не чаще нескольких раз в месяц.

Сейчас можно встретить такого директора, который вообще никогда не работал учителем. Подобная ситуация меня настораживает, - сказал Анатолий Каспржак.

По его мнению, директор школы должен быть в первую очередь сильным педагогом. И если он не будет обозначать своих приоритетов в области образования и воспитания, то «образование как таковое из школ рано или поздно уйдёт». Учителей же и учеников будут нагружать работой, ориентированной на высокие результаты ЕГЭ. В некоторых регионах это нужно, чтобы школа попала в рейтинг и получила дополнительное финансирование. При этом обсуждение педагогической стратегии школы, образовательных технологий и благоприятного климата в коллективе уйдут на второй план.

Результаты нашего исследования уже внедряются в программы подготовки директоров школ и учителей, которую реализует Институт образования НИУ ВШЭ. Также мы направили информацию в Министерство образования и науки РФ. Она, насколько мне известно, учтена при разработке профессионального стандарта руководителя образовательной организации и оказала влияние на содержание и организацию федеральной программы модернизации педагогического образования, - сказал Анатолий Каспржак.

a377d1a4fbae0e0b2cbb937a3ba50240.gif

Комментарии

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Напишите нам