Peers.Tv

Российских школьников будут учить русскому и литературе по новым учебникам

09.03.2016 07:00 1035 0
Российских школьников будут учить русскому и литературе по новым учебникам
В преподавании гумманитарных предметов ожидается большая перемена

В правительство поступил проект новой концепции преподавания русского языка и литературы в школах. Рабочая группа под председательством спикера Госдумы Сергея Нарышкина создавала документ более полутора лет. Итоговый документ станет основой для нескольких линеек учебных и методических материалов.

Будут запущены разные линейки учебников, по-видимому, с 5-го по 9-й класс, - рассказал «Известиям» заведующий научно-учебной лабораторией лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик НИУ ВШЭ Максим Кронгауз. - То есть не будет единственного учебника, как в своё время отдельные депутаты предлагали, а сохранится возможность выбора. И это хорошо, потому что помимо всего прочего именно конкуренция учебников позволяет развивать эту область.

По мнению лингвиста, нынешние учебники опираются на традицию XX века и во многом устарели, поэтому необходима разработка пособий нового поколения. В сегодняшних условиях, считает эксперт, во всех учебниках необходим раздел «Развитие речи», причём это развитие должно проходить не на выдуманных примерах, и не только на классике, а на основе реальной коммуникации.

Мы привыкли в школе видеть отдельные предложения из Толстого. Но нельзя русский язык учить по предложениям. Нужны тексты, нужна живая коммуникация. Это всё подразумевает обращение к современному материалу, которого в школьных учебниках очень мало. Поэтому ученики воспринимают школьный русский язык как нечто, не имеющее отношения к действительности. Этот разрыв нужно устранить, - считает Максим Кронгауз.

Новые учебники должны научить школьников выражать свои мысли, в том числе и в соцсетях.

Если 10 лет назад учителя в этом смысле отставали от школьников, потому что имели меньше сетевого опыта, то сегодня выросло новое поколение педагогов, которое вполне соответствует этим задачам, - объяснил лингвист.

Между тем, «осовременивание» учебников пугает некоторых экспертов.

Главное - чтобы учебники в непрофильных школах и классах не опускались до уровня мыльных опер, - высказал свои опасения первый зампредседателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин.

Он посетовал, что с 1990-х годов литературу пытались превратить в литературоведение, почти игнорируя те социальные и нравственные вопросы, которые поднимаются в произведениях классиков.

Первое, что нужно сделать, - вернуть литературе её исконное назначение - воспитание души, - считает парламентарий.

Что касается русского языка, то Олег Смолин констатирует, что грамотность в стране значительно упала.

Это подтверждают диктанты, которые проводились на первых курсах вузов, включая факультет журналистики МГУ, где больше 80% участников сделали больше восьми ошибок на лист. Нужно вернуться к классическим формам преподавания русского языка: любой диктант выявляет грамотность лучше, чем ЕГЭ, изложение выявляет способность к письменной речи, а сочинение лучше проявляет творческие способности. Мы предлагали поменять формат, полностью отменить ЕГЭ по литературе, сделать экзамен по литературе обязательным, но дать возможность выбирать: сочинение или устный экзамен. Нам надо возвращаться к лучшему опыту творческих учителей, и тогда у нас будет гораздо меньше проблем - и с грамотностью, и с воспитанием, - подытожил депутат.

Комментарии

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Напишите нам