Peers.Tv

В долгу перед банком

18.05.2015 05:07 1199 0
В долгу перед банком
Коллекторам запретят часто звонить должникам

Коллекторы не смогут контактировать с должником более четырёх раз в сутки. Кроме того, вводится прямой запрет коллекторам обсуждать задолженность заёмщика с кем бы то ни было, кроме него самого. Соответствующие поправки в закон о потребительском кредите подготовлены Общероссийским народным фронтом, сообщают «Известия».

Виктором Климовым - заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике: «Эти поправки разработаны для дополнительной защиты заёмщиков. К сожалению, ещё встречаются случаи, когда коллекторы беспрерывно звонят или присылают SMS заёмщику, делают звонки на работу, родственникам, где сообщают о его задолженности. Были случаи, когда информацию о долге писали на стенах подъездов. Всё это недопустимо, и такую норму необходимо закрепить законодательно. После того как поправки будут приняты, нарушение будет подпадать как под административное наказание (ст. 14.57 КоАПа), которое предусматривает штраф для должностных лиц до 20 тыс. рублей, а юрлица до 100 тыс. руб­лей, так и уголовное (ст. 183 УК РФ), которое предусматривает до двух лет лишения свободы».

Изменения вносятся в ст. 15 закона «О потребительском кредите», регулирующую правила возврата задолженности. В настоящее время она ограничивает только время контактов с заёмщиком: коллектору запрещено звонить и присылать SMS в ночные часы. Однако максимально возможное количество звонков закон не регулирует.

Кроме ограничений на количество контактов и распространение информации о долге третьим лицам предлагаемый ОНФ законопроект обязывает коллекторов или банкиров в течение трёх лет со дня окончания действий, направленных на возврат во внесудебном порядке задолженности, хранить сведения о всех фактах взаимодействия с заёмщиком.

Как отмечает Климов, впоследствии эта информация может быть затребована контролирующими органами или судом по жалобе заемщика.

Сегодня средний банковский заёмщик в России тратит более 40% своего ежемесячного дохода на оплату взноса по потребительскому кредиту. Люди стали допускать первую просрочку платежа по кредиту в два раза чаще, чем это было полтора года назад. Для сравнения: по итогам I квартала 2014 года показатель был равен 38%, за аналогичный период 2013-го - 35%. Более 65% должников основной причиной пропуска платежа по кредиту называют финансовые проблемы временного характера. По данным аналитиков, средние потери российских банков по кредитам за шесть месяцев 2014 года достигли 17%, в то время как за аналогичный период 2013 года потери составляли 13,5%.

В такой ситуации предложение ОНФ вполне своевременно, говорят эксперты

Игорь Костиков - председатель совета «Союза потребителей финансовых услуг»: «На фоне сокращения доходов населения рост просрочки неизбежен. Соответственно необходима и дополнительная защита для заёмщиков, которые оказались в сложной ситуации. ОНФ предлагает усилить ответственность за нарушение закона о персональных данных и четко прописать в законе. К сожалению, сейчас многие считают, что информация о долге не является персональными данными, и поэтому думают, что вправе разглашать эту информацию и другими способами давить на человека, который и так оказался в тяжелой ситуации. Однако при этом, по нашему мнению, коллекторская деятельность по-прежнему находится вне правового поля, поэтому необходимо найти комплексное решение этой проблемы».

Впрочем, по мнению финансового омбудсмена Павла Медведева, инициатива не решит все проблемы во взаимоотношениях со взыскателями.

Павел Медведев - финансовый омбудсмен: «В настоящее время крупные коллекторские агентства и банки, как правило, не злоупотребляют своим правом в общении с заёмщиками. В отдельных случаях, когда мне приходит жалоба от клиента, проблема решается в течение пары часов. Сейчас гораздо важнее правоприменение: ведь закон о персональных данных и так запрещает разглашать данные заёмщика третьим лицам, поэтому необходимо работать с полицией, Роспотребнадзором, другими контролирующими органами, чтобы они внимательнее относились к таким жалобам от заемщика и вовремя принимали меры. А главной проблемой на сегодня является не давление взыскателей, а отсутствие внятных правил, которые бы давали возможность заемщику реструктуризировать свои долги. Вот над этим необходимо работать».

Участники коллекторского рынка также считают, что законопроект не станет панацеей.

Алексей Саватюгин - президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств: «Недобросовестные участники рынка всё равно найдут лазейки, как обойти требование закона. В то время как добросовестные агентства не злоупотребляют своими правами по общению с заёмщиками. Необходимы не точечные поправки в законодательство, а полноценный закон о коллекторской деятельности».

Комментарии

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Напишите нам